Икебана своими руками: оригинальное украшение для дома (40 фото)

Красивые экибаны своими руками на тему осени: идеи, композиции, фото

Иногда природа создает настолько яркие и интересные композиции, что живую экибану можно увидеть гуляя по осеннему лесу.


Лесная экибана

Осенний лес можно перенести прямо в свои квартиры или дома.


Икебана из осенних листьев

Вариант осеннего леса в плоской вазе можно сделать из одинаковых по цвету веточек.


Осенний лес на столе

Из ярких осенних листьев можно сделать маленькое дерево, которое оживит интерьер яркими красками осени.


Деревья из осенних листьев

А венок из шишек, сухих листьев, веточек и ягод украсит стены на кухне или столовой.


Венок из шишек, сухих листьев и ягод

Если зимой окна украшают снежинками, почему бы осенью не украсить их листьями?


Окно украшено осенними листьями

Листья винограда, веточки винограда и парочка котят и вот уже перед нами прекрасная осенняя композиция.


Осенняя композиция с игрушками

Новогодняя икебана своими руками

Икебана, сделанная с новогодним настроением, будет самым необыкновенным украшением вашего дома. К тому же, такая композиция животрепещуща в протяжении всего года.

Используем последующие материалы:

  • ветки сосны либо другого хвойного дерева
  • толстая бечевка
  • сухое сорго
  • декоративные элементы – елочные игрушки, шишки, веточки облепихи, лилии
  • термопистолет

Порядок сотворения композиции:

  1. Толстую бечевку закрутить кольцом, поперечник которого находится в зависимости от количества украшений и желания мастера. Длина бечевки берется в расчете на то, что ее должно хватить на несколько оборотов.
  2. Используя клеевой пистолет, наклейте в одной точке приготовленной базы шишки и ветки хвойников.
  1. Украсьте остальное место кольца из бечевки маленькими елочными игрушками и цветами.
  2. Чтоб икебана смотрелась празднично, покройте ее сверху золотистой краской либо блестками.

Существует масса вариантов новогодней икебаны. Красочность и уникальность каждой композиции находится в зависимости от фантазии мастера и применяемых им материалов. Например, заместо елочных игрушек можно использовать физалис, ветки облепихи либо рябины.

Фото икебаны

Также рекомендуем просмотреть:

  • Колокольчик из бумаги
  • Генеалогическое дерево
  • Шляпа из бумаги
  • Звездочки из бумаги
  • Платье из бумаги
  • Ромашки из бумаги
  • Гиацинт из бумаги
  • Энкаустика
  • Пионы из гофрированной бумаги
  • Бескаркасная мебель
  • Домик из картона
  • Поделки из крышек
  • Открытки на 23 февраля своими руками
  • Поделки из шпагата
  • Объемные открытки
  • Сутажная вышивка
  • Квилинговые поделки
  • Поделки из крупы
  • Цифра из гофрированной бумаги
  • Снеговик из бумаги
  • Машинка из бумаги
  • Домик из бумаги
  • Как сделать розу из бумаги
  • Корона своими руками
  • Скетчбук
  • Орхидея из бумаги
  • Ошибана
  • Как научиться шить

1+

Икебана: модель мироздания

Икебаной называют искусство составления цветочных композиций, а также букеты, составленные по правилам такого искусства.

Предположительно, икебана зародилась в Китае в VI -VII вв. н.э. Изначально это изобретение буддистского монаха использовали в качестве приношения богам. Цветочные композиции, или, как их называют сегодня, аранжировки, создавали священники и послушники монастырей. Чаще всего композиция в стиле того времени состояла из ветки сосны или кипариса, а также лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах.

С развитием светской культуры в Х-XII вв. композиции из цветов стали частью внутреннего убранства дворцов и жилых покоев представителей аристократического сословия. При императорском дворе часто проводились состязания по составлению букетов.
В XVI в. с распространением чайной церемонии сформировался особый вид икебаны для украшения ниши в чайном павильоне. Простота, гармония и сдержанная цветовая гамма, характерные для предметов чайного культа, распространялись и на оформление цветов.

В XVII-XIX вв. искусство икебаны получило широкое распространение. Традиционным стало обучение девушек искусству составления букетов, но в связи с популярностью икебаны композиции упростились.

Выйдя за рамки ритуального обряда – подношения символически значимых цветов Будде и почитаемым предкам, в Японии икебана стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые разные сферы жизни. Оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Если на Западе икебана рассматривается порой как легкое и приятное хобби, то в Японии продолжает оставаться объектом познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа. Для большинства жителей Страны восходящего солнца икебана остается обязательным элементом национальной культурной традиции и совершенной моделью мироздания. На самом глубинном философско-религиозном уровне она может предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок. Икебана может быть и нежным любовным или дружеским посланием, и просто вызывать восхищение своей красотой.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого – вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хэйку (хокку), которые отличают те же краткость, глубина и совершенство:

Жизнь моя! Наедине с хризантемой замру в тишине…

Ответ

Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства — икебана. Так что же это такое и как ее делать. На самом деле так называется не только искусство составления букета, но и сам букет. Есть несколько разных школ, направлений икебаны.

Расскажем об основных принципах одной из крупнейших школ икебаны — школы Согэцу. Красота букета и красота цветка, ветки — это не совсем одно и то же. Цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, если их поставить, показать соответствующим образом.

В букете должна быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Новизна — это необычность материала, из которого составлен букет. Динамичность — красота линий.

Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то настроение, действие, качество. Например, ветка сосны с большим изгибом символизирует, по мнению японцев, силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом.

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Сосуды

Плетеная цветочная корзина из бамбука ( ханакаго ) от Living National Treasure Хаякавы Сёкошаи V

Цветочницы, используемые при аранжировке цветов, бывают самых разнообразных. Они традиционно считаются красивыми не только по форме, материалу и дизайну, но и сделаны с учетом того, для чего они будут использоваться, так что цветок всегда можно поместить в подходящую емкость и, вероятно, в одну, специально предназначенную для этого конкретного случая. сорт цветка.

В форме вазы японцы больше всего ищут то, что лучше всего продлит жизнь цветов. По этой причине вазы широко открыты во рту, так как, в отличие от западной цветочной аранжировки, они не зависят от самой вазы, чтобы удерживать цветы в нужном положении, полагая, что кислород, поступающий через отверстие горлышка, так же необходим для растения, как и кислород, который он получает непосредственно из воды; таким образом вода остается сладкой намного дольше, чем в вазах с узким горлышком.

С этими вместилищами связано много идей. Например, подвесные вазы вошли в употребление благодаря идее о том, что цветы, подаренные уважаемым другом, нельзя ставить там, где на них можно смотреть сверху вниз, поэтому их поднимали и вешали. В подвесных бамбуковых вазах большая круглая поверхность сверху должна изображать луну, а отверстие для гвоздя — звезду. Прорезь или отверстие под верхом называется фукумуки , «ветер, тянущий через место».

Помимо разнообразия в виде сосудов, низкие плоские вазы, которые чаще используются летом, чем зимой, позволяют размещать луковичные и водоросли в естественных местах.

Что касается цвета ваз, то здесь распространены мягкие пастельные тона, особенно популярны вазы из бронзы. Японцам бронзовый цвет кажется матерью-землей, и поэтому лучше всего подходит для подчеркивания красоты цветов.

Бамбук с его простотой линий и нейтральным цветом делает очаровательную вазу, но ваза из цельного бамбука не практична в некоторых странах за пределами Японии, где из-за засухи погоды она раскалывается. Корзины из бамбукового тростника мягких коричневых оттенков приятно контрастируют с разнообразными оттенками цветов и удобны в любом климате.

Нельзя упускать из виду крошечную подвесную вазу, которую можно найти в простом крестьянском доме — какой-то любопытный корень, собранный бесплатно и придавший форму, подходящую для одного цветка или виноградной лозы. Такие вазы могут быть изготовлены без особых усилий, и их можно найти практически в любом месте.

Виды стилей

За семь веков своего развития, японское искусство икебаны разработало множество различных стилей и школ. За сотни лет они изменились совсем немного: от торжественной обстановки в храме до уютной атмосферы нашего дома.

Среди наиболее распространенных — rikka (стоящие цветы), seika или shoka (живые), nageire (брошенные цветы), а также стиль  moribana школы Охара.

Стиль Rikka

Рикка является одним из основных стилей, в создании которого используется высокая ваза и подчеркиваются вертикальные линии. Главной его особенностью является акцент на природную красоту цветов, располагая их с простым изяществом.

На протяжении многих лет rikka совершенствовалась, становясь все более стилизованной, со строгими правилами подбора, как растительного материала и типа контейнера, так и в размещении нечетного числа элементов (обычно семь или девять).

Стиль Сейка (Shoka) (фото 3 и 4) появился в середине XVIII века. Он представляет собой более простую рикку, но его составление также требует определенных  правил. Работают только три основных компонента, подчеркивающих внутреннюю красоту растений и уделяется меньше внимания традиционной формализации.

Стиль Shoka

Нагэирэ  берет свои корни в XVI веке и предназначался для украшения чайных домиков и чайных церемоний. Для его создания можно применять свободную аранжировку с использованием высоких ваз без какой-либо фиксации. Разрешается также класть цветы на ободок горла вазы.

Moribana  использует мелкий контейнер и кэднзан – специальный держатель с множеством острых шипов, в которые вставляются цветы

Важной особенностью морибана является широкое пространство, естественные формы, которые создают впечатление ландшафта. Данный стиль стал использоваться всего около ста лет назад и правила его создания не так строги и трудоемки, как в других направлениях

Формы, которые одинаково применимы ко всем стилям, включают в себя вертикальное расположение элементов композиции, косое и каскадное.

Стили

Существуют разные стили Moribana в зависимости от длины и угла наклона первичных, вторичных и декоративных стеблей.

Вертикальная форма — самая распространенная; он излучает ощущение устойчивости и тяжести. В этой форме длина первичного стебля составляет примерно такую ​​же длину, как диаметр и глубина контейнера, при этом вторичный стебель составляет около двух третей, а декоративный стебель — примерно половину длины первичной ветви. в Икенобō школа прямостоячая форма называется чокутай (直 態).

Первичный шток размещен вертикально, а вторичный шток наклонен на 45 градусов и разбросан на 30 градусов вперед и влево. Орнаментальный стержень наклонен на 60 градусов и помещен под углом 45 градусов вперед и вправо. При взгляде сверху три стержня образуют прямоугольный треугольник. Внутри этого треугольника помещены цветы, чтобы заполнить форму.

Наклонная форма — это форма перевернутого расположения, которую можно использовать в зависимости от расположения дисплея или формы ветвей. Для такой аранжировки чаще всего выбирают ветви, которые красиво смотрятся в наклонном состоянии. Эта форма производит более мягкое впечатление, чем прямая форма. в Икенобō школа косая форма называется шатаи (斜 態).

Каскадная или свисающая форма. в Икенобō школа называется каскадной или висячей формой Suitai (墜 態). В школе Охара это называется водоотражающим стилем.

Можно использовать мелкую гальку, чтобы покрыть дно емкости и создать более естественный вид.

История

Этот стиль был введен Unshin Охара в 1890 году после реставрации Мэйдзи в 1868 году Moribana не только выражение творческого вылета Unshin Охара в от Икэнобо , но был также сильный знак западного влияния в Японии. Аранжированные цветы можно размещать в комнатах и ​​вестибюлях в западном стиле, а не только в нише токонома, чем в традиционных комнатах в японском стиле. Хотя морибана является отличительной чертой школы Охара, она стала одной из стандартных форм , которые изучают и создают практикующие икебана , независимо от школы или стиля.

Морибана часто ассоциируется с нагейре , и, хотя эти два стиля имеют сходство, их историческое развитие отличается, поскольку нагейре старше.

Аспекты составления икебаны

Прежде чем думать, как сделать икебану, требуется узнать все правила и нюансы. Следует понимать, что существует разница между настоящим искусством и обычным букетом. Главное отличие заключается в том, что японские композиции создаются в соответствии с определенной философией.

Обязательно необходимо помнить, что каждая композиция должна состоять из 3 главных линий. Первая линия олицетворяет небо. Она называется син. Вторая линия указывает на человека. Эта конструкция называется соэ. Остается еще и третья составляющая — хикаэ. Она ассоциируется с землей.

Если рассматривать икэбану (кстати именно это название правильное), то будет видно, что все 3 линии составляют фигуру в виде треугольника.

Небесная линия будет самой верхней. Линия человека будет расположена под углом к ней, но она не должна быть самой длинной. А вот линия земли должна быть самой короткой. Она располагается горизонтально внизу. Обычно хикаэ — это большой цветок (лучше не брать букет из искусственных растений, а само название искусства означает «живые цветы»), а все остальные линии сделаны из веточек, трав и корешков.

Кроме того, существует еще одно правило, которое обязательно нужно выполнять. Сама композиция должна получиться не симметричной. Это достигается за счет того, что короткие и длинные элементы располагаются под разными углами.

Учитывая перевод наименования этого японского искусства, требуется использовать только живые цветы. Однако постепенно люди начали применять и сухие, т.к. они дольше будут сохраняться. Затем начали активно включать в букеты и искусственные. Такие элементы букета не будут вызывать аллергическую реакцию.

Если делать икебану своими руками, то нужно всегда помнить о том, что каждое растение является символом определенных явлений. Так что композиция ценится не только по внешней красоте, но и ее смысловой нагрузке.

К примеру, если необходимо указать на долговечность или юность, то можно использовать сосну или розу. Для непорочности духовной подходит только магнолия. Орхидея ассоциируется с радостью и положительными эмоциями. Для привязки к процветанию и благополучию во всех делах применяют бамбуковые палочки.

Связь с природой есть у хризантемы. Особенно этот цветок указывает на солнце и реки. Пожелание мира можно сделать с применением пиона. Этот же цветок ассоциируется с добротой. Чувство достоинства связано с ирисом, а символом выносливости является ива.

Кроме таких цветов можно использовать для создания икебан и другие растения — травы и кустарники. К примеру, подойдет ковыль, зерновые культуры, камыш, можжевельник. Все эти растения применяются для создания главных линий.

Обязательно нужно учитывать, что не всегда растения будут сочетаться. К примеру, если использовать крупные розовые бутоны и мелкие цветы, то последние станут просто незаметными. Не стоит сочетать веточки от хвойных и лиственных деревьев.

Но не только растения используются для создания икебан. Также подойдут мелкие гладкие камушки из стекла, ленточки, пластиковые элементы, галька. Эти материалы будут красивым украшением.

Как правильно пишется, ударение в слове «икебана»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова изобразитель(существительное):

Предложения со словом «икебана»

Значение слова «икебана»

Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. (Википедия)

Значение слова «икебана»

Икеба́на или икэбана (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Предложения со словом «икебана»

Японская флористическая традиция неразрывно связана с национальным искусством икебаны

Вскоре он уже составлял икебаны

, мастерил оригами и играл на лютне.

При составлении икебаны

нужно знать некоторые правила использования сосудов для неё.

Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0

икебана

Стили икебаны

Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.

За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.

Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.

Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.

Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.

Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший в Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.

Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.

Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.

Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.

Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.

В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.

Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.

Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.

Начало работы

Сначала в работе над осенней икебаной выбирают сосуд. В нашем случае эту роль играет простая глиняная ваза. Также необходимо иметь основу. Лучше всего купить в магазине металлическую подставку – кэндзан. Если ее нет, то можно самостоятельно прибить в ряд несколько гвоздей на деревянную подставку.

Три основных элемента нашей осенней икебаны представлены хризантемой желтого цвета и веточками с красными ягодами барбариса. Их легко найти осенью в парках или на склонах.

Остается только собрать композицию, учитывая пропорции элементов. Помните, что это не букет, он не требует пышности. Достаточно будет для начала создать такой простой сюжет.

Основные стили и принципы составления икебаны

В настоящее время известны следующие главные стили икебаны:

  • Рикка – в современную эпоху обычно применяется в религиозных буддистских обрядах. Главные особенности – присутствие в композиции хризантем и вертикальное расположение растений в букете;
  • Морибана – самый простой стиль, вызывающий ассоциацию с природным ландшафтом и пейзажем, но только в миниатюрном формате. В данном направлении делается акцент на зелень, которую размещают в широких емкостях небольшого размера и закрепляют специальными держателями из металла;
  • Нагэирэ (или Хейка) – композиции, созданные в этом стиле, наполнены глубоким философским смыслом и простотой. Их цель – показать значимость каждого природного элемента. Обычно такая экибана состоит из одиночного цветка;
  • Дзюика – неклассическое свободное направление, отступающее от традиционных правил компоновки букетов, популярное в основном среди жителей Европы. В этом стиле с легкостью может быть создана искусственная икебана в комбинации с природными элементами или в сочетании с любыми фактурными материалами.

Любая икэбана должна собираться по трем главным принципам:

Основные части устанавливаются по форме треугольника, все углы которого должны размещаться в разных плоскостях;
Нужно сначала разместить три этих элемента и потом заполнять пространство между ними;
Сосуд, в который помещена икэбана, должен быть однотонным, чтобы не отвлекать внимание от букета.

Сделать выбор такого произведения искусства вам помогут картинки, фото и видео, благодаря которым можно наглядно рассмотреть, как будет выглядеть та или иная композиция.

Рождественская икебана: пошаговый мастер класс

Как уже говорилось выше, в создании икебаны очень важно учитывать сезонность. Благодаря этому можно подобрать наиболее подходящие элементы и сделать действительно красивую цветочную композицию

Для рождественской икебаны нам понадобится:

  • декоративная тыква;
  • клеевой пистолет;
  • небольшая корзинка;
  • флористическая губка;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • веточки ели или сосны;
  • декоративные веточки;
  • шпажки;
  • декор: шишки, палочки корицы, шарики, ленточки, высушенные дольки апельсина и другое.

Флористическую губку обрезаем таким образом, чтобы поместить ее в корзинке. Чуть выше центра корзинки прикрепляем тыкву. При необходимости можно использовать для этого деревянную шпажку.

В хаотичном порядке размещаем различные веточки. В данном случае они должны выглядеть объемно. Только после этого декорируем композицию различными праздничными элементами. Это могут быть елочные игрушки и различные шишки. Если вы хотите, чтобы композиция была не только красивой, но и ароматной, то можно использовать палочки корицы и высушенные дольки апельсина. Смотрится это действительно очень красиво.

Стили

Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.

Рикка

Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.

Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.

Сёка

По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.

Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.

Нагэирэ, или хэйка

Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.

Морибана

Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.

Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.

Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.

Лирическое вступление

Вместе с фотографом Ирой мы подходим к Дому литератора в Минске. Именно здесь – по адресу Фрунзе, 5 – располагается уютный штаб ценителей японского искусства «Hagakure». В переводе с японского это слово означает «сокрытое в листве», а еще так называется кодекс чести самураев. Но мы с Ирой недолго фантазировали, примеряя на себя доспехи бесшумных воинов, вахтерское «Дамы, вы куда?» прямо на пороге лишило нас потенциального самурайского титула. Слава журналистскому обаянию, нас все же отпустили с миром.

Уголок Страны восходящего солнца находится на третьем этаже здания. Занятия по икебане проводятся в просторной комнате, где на полках стоят исключительно японские журналы, а на стене висит белый с красным кругом посередине флаг. Мы познакомились с председателем «Hagakure» Святославом ГАЕВСКИМ и героем нашего интервью Анатолием ЕРЫШЕВЫМ, белорусским сэнсэем по части икебаны. К слову, Анатолий еще и искусствовед и преподаватель на кафедре восточных языков БГУ. Пока гостеприимный председатель разливал нам чай по миниатюрным японским чашкам, мы заговорили с преподавателем. В ходе интервью Анатолий много жестикулировал и бегал по комнате, показывая то ветку, то японский учебник, а в его глазах непрерывно горели искорки. Кажется, перед нами – живое воплощение любви к своему делу.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.

Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector