11 богов алкоголя, которым принято поклоняться в европе

Воплощения Диониса[править]

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры <ref>Diod. Ill 62, 2-28</ref>. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре <ref>Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297</ref>, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам <ref>Eur. Bacch. 556-559</ref> или сестре Семелы <ref>Ино Apollod. III 4, 3</ref>. Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию <ref>Apollod. III 5, 1</ref>. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы <ref>Apollod. III 5, 3</ref>. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов <ref>Hymn. Hom. VII</ref>. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. <ref>Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608</ref>. Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке <ref>618, 920-923</ref> и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. <ref>Apollod. epit. I 9</ref>. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин <ref>Eur. Bacch. 135-167, 680-770</ref>. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены <ref>616-626</ref>. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное <ref>Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152</ref>. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми <ref>Apollod. III 5, 1</ref>.

Безумие Диониса

Но мифология бога Древней Греции Диониса (Вакхоса) была бы не полной без упоминания без такого важного и неприятного аспекта, как его безумие. К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина

А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью

К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина. А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью.

Факт! Однажды Дионис спустился в подземное царство мёртвых и вывел оттуда свою мать Семелу, которая позже обрела бессмертие, став богиней.

Как бы там ни было, безумие всегда сопровождало бога виноделия. Он путешествовал по разным землям, как и говорилось выше, и повсюду сажал виноградную лозу. Но вместе с этим он сеял также безумие, наказывая им всех, кто смел ослушаться его или засомневаться в божественном происхождении.

Вот лишь краткий список его жертв:

  • Царь Ликург зарубил своего сына топором, считая, что срубает лозу винограда.
  • Царь Пенфей был разорван толпой, обезумевшую от воздействия Диониса.
  • В Аргосе женщины съели своих детей.

Кстати, сам Дионис также часто впадал в ярость и убивал окружающих.

Празднества в честь Бахуса

Этот бог был одним из самых популярных – как среди греков, так и у римлян. В честь Бахуса в Греции, а позднее и Риме проводились празднества, получившие названия вакханалий. Изначально торжества проводились ночью, и принять участие в них могли лишь женщины (их называли вакханками).

Особым ритуалом вакханалий было переодевание в шкуры животных или обнажение. Участники старались подражать поведению животных, предавались разгулу и пьянству.

Со временем вакханалии приобрели ещё большую популярность. Они стали проводиться пять раз в год, и на торжества допускались мужчины. Случаи насилия и преступности были обычным явлением во время празднеств.

В Риме к вакханалиям относились неоднозначно. Эти торжества были распространены на юге Италии, однако Сенат не одобрял подобные мистерии. Позднее участники вакханалий даже преследовались и подвергались наказаниям по всей строгости закона.

Но даже казни и массовые расправы с ними не смогли искоренить традицию вакханалий, что очень долго сохранялась в Древнем Риме. Само же слово “вакханалия” пережило эти праздники. Сегодня его используют даже в России, обозначая шумное разгульное веселье компании.

Питер ван Линт. Бахус, Церера, Прозерпина и Плутон

Бахус был одним из самых почитаемых богов, но в чём же крылся секрет его популярности? Я думаю, причина распространения культа бога была в его простоте. Бахусу не чужды были человеческие страсти и слабости, он проводил время с людьми, а его напиток дарит иллюзию беззаботности и веселья, к которым люди стремились во все времена.

Образ и характер Ганимеда

В древнегреческих мифах Ганимед изображается разным по характеру. Иногда он показан уступчивым и скромным юношей. Но встречаются и легенды, где молодой человек может проявить свой характер и даже вступить в спор с богами.

Например, в произведении «Аргонавтика» Аполлона Родосского, которое рассказывает про аргонавтов, есть эпизод ссоры Ганимеда с богом любви Эротом. Оба юноши решили сыграть в азартную игру с использованием костей. Однако Эрос решил применить нечестный приём, чем рассердил Ганимеда. Афродита, мать Эроса, встала на сторону спутника Зевса. В тексте она корит Эрота за то, что тот решил обмануть Ганимеда, ещё совсем новичка в игре.

Похищение Ганимеда. П. П. Рубенс. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

Также встречаются упоминание о прекрасной душе Ганимеда, его приятном нраве, который привлекал к нему богов. Греческий писатель Ксенофонт в своих работах указывает, что Зевс полюбил Ганимеда именно за его дух и душу, а также острый ум. Ксенофонт даже приводит соответствующее толкование имени юноши:

  • ganu – удовольствие, получающий наслаждение;
  • mēd – ум, разум.

Разница между кадуцеем и посохом Асклепия

Жезл Асклепия и Кадуцей – два атрибута, первый из которых принадлежит самому Асклепию, второй же являлся неизменным культовым предметом и важным символом бога Гермеса. Два артефакта и правда похожи – они представляют из себя достаточно длинную палку, а также обязательно сопровождаются змеёй. Хотя и там, и там змея демонстрирует мудрость, всё же кадуцей и владеющий ими бог не были напрямую связаны именно с врачеванием.

Как посох Асклепия Кадуцей фактически в Древней Греции не использовался. Это всё-таки были два достаточно разных символа, которые принадлежали каждый своему божеству. Однако со временем их всё же стали путать, а кадуцей в своём неизменном виде всё чаще использовался в областях, связанных с врачебным делом.

Причиной в первую очередь послужила эмблема медицинской службы американской армии, которая и оказалась украшена рисунком кадуцея. Позже он стал появляться и на других изображениях с похожим смыслом.

Кадуцей продолжает появляться на эмблемах различных медицинских организаций. Например, в 2007 году жезл вместе с изображением креста приняли как символ Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Кадуцей помещён в середину, вокруг него расположены линии, складывающиеся в рисунок креста.

В Риме кадуцей иногда изображался на частных эмблемах врачей, занимавшихся зрением. Согласно легенде, Гермес прикосновением жезла излечивал от слепоты.

Различия же касаются в первую очередь самого вида каждого символа:

  • посох Асклепия всегда обвит только одной змеёй, а Кадуцей – двумя с разных сторон, причём змеи переплетаются друг с другом, образуя волнообразный узор;
  • Кадуцей – красивый жезл, обработанный и украшенный резьбой на рукояти, в то время как символ Асклепия представляет собой обычную палку, часто с сучками или даже листьями, без каких-либо дополнений, кроме самой змеи. Использовался иногда как символ противоположностей.

Посох Асклепия и кадуцей.

Альтернативная версия происхождения

Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.

Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.

Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.

Мбаба-Мвана-Вареса, Мамламбо, Ба-Макуэ, Йазиги и Шадипинуй : африканские боги алкоголя

Мбаба-Мвана-ВаресаиМамламбо — богипива и зулусов, перваяпокровительствует пивоварам,а второй воплощает дух пива. В представлении зулусов этот дух выглядел как гигантская речная рептилия со сверкающей чешуей, что действительно странно.Ба-Макуэв легендах народа хауса—бесплотный дух, который вселяется в человека из алкоголя, что и приводит к опьянению.Так как хауса — мусульмане, Ба-Макуэ считается скорее демоном, нежели благой силой.Йазиги — богиня народа мали,которая покровительствует праздничной атрибутике, а значит танцам, пиву и маскам; именно так ее и изображают: лихо пляшущей в маске с кружкой пива в руке.

Цитаты классической древнегреческой литературы

У самой подош­вы горы, где начи­на­ет­ся Кро­ний, с север­ной сто­ро­ны <от Аль­ти­са>, меж­ду сокро­вищ­ни­ца­ми и горой, нахо­дит­ся храм Или­тии, в кото­ром возда­ет­ся покло­не­ние Соси­по­лиду (Спа­си­те­лю горо­да), при­род­но­му покро­ви­те­лю элей­цев. Что каса­ет­ся Или­тии, кото­рую они назы­ва­ют Олим­пий­ской, то для слу­же­ния этой богине они каж­дый год изби­ра­ют жри­цу; та же ста­рая жен­щи­на, кото­рая слу­жит Соси­по­лиду, свя­за­на элей­ским зако­ном о бес­по­роч­ной жиз­ни и сама при­но­сит богу воду для омо­ве­ния и воз­ла­га­ет перед ним <ячмен­ные> лепеш­ки с медом. В пере­д­нем поме­ще­нии хра­ма — он сде­лан из двух частей — нахо­дит­ся жерт­вен­ник Или­тии, и сюда доступ людям сво­бо­ден; во внут­рен­ней части покло­ня­ют­ся Соси­по­лиду, и доступ туда не раз­ре­шен нико­му, кро­ме слу­жи­тель­ни­цы бога, да и то, покрыв лицо и голо­ву белым покры­ва­лом; а девуш­ки и жен­щи­ны, остав­шись в поме­ще­нии Или­тии, поют в честь его гимн. Они почи­та­ют его, совер­шая вся­ко­го рода вос­ку­ре­ния, но делать ему воз­ли­я­ния вином они счи­та­ют недоз­во­лен­ным. И клят­ва име­нем Соси­по­лида счи­та­ет­ся вели­чай­шей. Гово­рят, когда арка­дяне вторг­лись с вой­ском в Элиду и элей­цы высту­пи­ли про­тив них, к элей­ским вое­на­чаль­ни­кам при­шла жен­щи­на, с ново­рож­ден­ным ребен­ком у груди, и ска­за­ла, что это­го ребен­ка роди­ла она, но в силу сно­виде­ния она отда­ет его элей­цам как их буду­ще­го союз­ни­ка. Пове­рив сло­вам этой жен­щи­ны, началь­ни­ки поло­жи­ли перед вой­ском наго­го ребен­ка. Арка­дяне ста­ли насту­пать, и тогда вдруг ребе­нок обра­тил­ся в дра­ко­на. Арка­дяне при­шли в смя­те­ние от тако­го зре­ли­ща и обра­ти­лись в бег­ство; элей­цы насе­ли на них, одер­жа­ли бли­ста­тель­ную победу и дали это­му богу имя Соси­по­лида (Спа­си­те­ля горо­да). Там, где после бит­вы, по их мне­нию, дра­кон исчез, уйдя в зем­лю, там они поста­ви­ли храм. Вме­сте с ним они реши­ли почи­тать и Или­тию за то, что она про­из­ве­ла на свет это­го ребен­ка.

Тут же совер­ша­ют покло­не­ние и Соси­по­лиду (Спа­си­те­лю горо­да), нале­во от свя­ти­ли­ща Тихи, в неболь­шом зда­нии. Бог изо­бра­жен на кар­тине в таком виде, каким он явил­ся в сно­виде­нии, по воз­рас­ту маль­чик, заку­тан­ный в хла­миду, усе­ян­ную звезда­ми. В одной руке он дер­жит рог Амал­феи.

Семейная жизнь

Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.

Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:

  • Фоант,
  • Стафил,
  • Энопион.

С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.

Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.

Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.

Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.

Пекко

Финно-угорское божество, которое почитали эстонцы, финны и саамы, причем, саамы и часть эстонцев поклонялись ему вплоть до 20-го века. Пекко был подателем благополучия, урожая и хмеля. Во время празднеств в его честь, которые проходили в конце лета, полагалось подносить пиво деревянному идолу, изображавшему это божество. Считалось, что этот дух довольно своенравен и не придет, если хорошенько не позвать его, поэтому праздник начинался с призывов: «Пекко, Пекко приходи пить пиво!». И он приходил.

В следующей части статьи мы расскажем о том, какие боги бухла были и существуют до сих пор в Азии, Африке и Америке.

Дионис

Дионис или же Вакх – это младший из олимпийских богов. Дионис известен как покровитель веселья, праздников, причём очень буйных, а также как бог виноделия. Во время вакханалий, торжеств в его честь, рекой лилось вино, а люди погружались в экстатическое состояние. Этот бог удовольствия в Греции даровал вдохновение, которое приходило к человеку в изменённом состоянии сознания.

Рождение Диониса

Этот бог удовольствия и наслаждения в Греции пережил, пожалуй, одно из самых необычных рождений. Матерью Диониса была Семела, дочь основателя Фив Кадма, а отцом – сам громовержец Зевс. О беременности Семелы узнала супруга Зевса Гера. Знала она также и об обещании громовержца исполнить любое желание девушки. Она пришла к царевне в образе кормилицы или же странницы и подсказала Семеле попросить Зевса явиться в истинном облике. Тогда, по словам Геры, Семела сможет узнать, каково же на самом деле делить ложе с божеством.

Зевс, поклявшийся водами реки Стикс, не мог отказать возлюбленной. Однако от его истинного облика Семела сгорела, ведь смертным не дозволено было его видеть. По одной из версий её пронзила молния. Однако ребёнок в её чреве остался жив, и Зевс вшил его в своё бедро, родив в итоге из него. Затем он передал младенца на воспитание нимфам.

Функции Диониса

Бог гедонизма Дионис известен как покровитель виноделия, выращивания винограда. Именно он изобрёл вино, а также пиво. Культ этого божества сильно отличался от почитания других богов. Он был разгульным, с обильными возлияниями, экстатическими танцами. Поэтому иногда считается, что он пришёл в Элладу извне, возможно, из варварских племён. Но всё же у греков этот культ известен очень давно.

Дионис – этот тот бог удовольствия и наслаждения в мифологии Греции, который позволяет освободиться от всех ограничений и полностью погрузиться в наслаждение. Не зря его называли Лисий или Лисей, т.е. «освободитель». Был ещё один похожий эпитет, Eleutherios, Элеутериос, с тем же значением. Ритуалы в честь Диониса с танцами, музыкой, вином сопровождались состоянием, когда участник сбрасывает все оковы, страхи, стеснения. Над ним уже не властны суровые законы морали или даже сильные мира сего. Это было удовольствие в первозданном виде.

Дионис. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Именно поэтому он был так тесно связан с виноградом, а также с иными растениями. Диониса называли Древесным, Дионисом-из-Дерева. Со вторым эпитетом была связана традиция ставить столбы в плащах, на которые надевались маски. Бороду у них изображали листья. Садоводы очень чтили этого бога и тоже делали необычные статуи из пней. В качестве священных животных этот бог наслаждения у греков имел быка и козла, которые тоже были связаны с плодородием. Дионис даже изображался в виде первого.

Поэтому Дионис также мог вскрывать дикую природную сторону человека. Его культ показывал нечто противоположное царящим в обществе Греции правилам, которые призывали знать меру и укрощать буйный дух. С одной стороны, подобные ритуалы позволяли достичь настоящего единения с Мирозданием, когда человек забывал обо всём остальном. С другой, порой танцы вакханок, спутниц и прислужниц Диониса, становились настоящим безумством.

Йи-Ди и Восемь Бессмертных Пьяниц

Китайцы уже тысячи лет назад умели делать множество видов алкоголя: вина из меда и винограда, сладкую брагу «huangjiu» из гаоляна, проса, сорго, риса и прочих материалов. В более поздние времена они начали производить байцзю, самогон, который часто пили горячим. Китайские дворяне обожали вина, но пить просто так считалось дурным тоном, поэтому они устраивали своеобразные культурные встречи, на которых занимались поэзией, медитацией, и даже алхимическими опытами. Предполагалось, что хорошее вино не мешает, а только помогает во всех этих делах, и потому пить в этом случае не просто можно, но даже нужно. Однажды император Цзе из династии Ся, решивший удивить свою любимую наложницу, создал пруд, полный вина, и тот был настолько большим, что по нему мог плавать небольшой корабль. Чтобы оценить то, как и что пьют современные китайцы, стоит прочитать книгу Мо Яня «Страна вина».

Неудивительно, что Китай располагал целым сонмом покровителей алкоголя. Главным божеством в этой сфере считалась Йи-Ди, которая изначально была простой женщиной, жившей задолго до нашей эры. Она создала настолько прекрасное и совершенное вино из риса, что в конце концов получила статус настоящей богини.Кроме Йи-Ди, китайцы почитали так называемых Восьмерых Бессмертных Пьяниц. Все они также изначально были людьми, но пойдя по пути просвещенного даосизма и алхимии, стали бессмертными и великими. Каждый из них по отдельности покровительствует различным дисциплинам: врачеванию, литературе, магии, театру и так далее. Но всех их объединяет неуемная любовь к жизни и хорошей выпивке. Кстати, вы могли видеть отсылку к этим китайским святым в фильме «Пьяный мастер», где каждый из них олицетворял тот или иной стиль кунг-фу.

Рождение Диониса

Если вы читали нашу статью о Зевсе, то наверняка знаете, сколь неудержимым был громовержец в любовном плане. Пожалуй, в греческой мифологии нет ни одного бога, который мог бы похвастаться таким количеством побед над женщинами. Список его побед регулярно пополнялся, причем ни одна из 3 жен Зевса так и не смогла удовлетворить его похоть. И даже ревнивица Гера, знавшая об изменах мужа, не всегда могла удержать его в супружеском ложе.

Так случилось и с Дионисом, о происхождении которого сложили целую легенду, захватывающую и интересную. Как вы уже, наверное, поняли, отцом Диониса являлся громовержец Зевс, а его матерью была обычная смертная девушка Семела – дочь фиванского царя. Но и она не устояла под натиском любвеобильного Зевса.

На тот момент Зевс уже был женат на Гере. И, несмотря на всю ее ревность, ему все же удавалось обвести ревнивую супругу вокруг пальца. Гера уже подозревала мужа в измене, но на «горячем» его так и не поймала, а значит и руки у нее были связаны. Тем не менее она продолжала следить и за Зевсом, и за Семелой, ибо имя любовницы громовержца также не могло укрыться от нее.

Долгое время навещал Зевс свою Семелу, долго утешались они за спиной у Геры. Но так продолжалось до тех пор, пока девушка не забеременела. И вот тут настал «звездный час» богини. Гневу Геры не было предела, и она решила отомстить сопернице, а точнее попросту ее погубить. Легенда гласит, что Гера преобразилась кормилицей Семелы – Беройей (по другим источникам – обычной странницей). Богиня сумела выбить аудиенцию принцессы и убедила ее взять с Зевса клятву, чтобы он предстал перед девушкой в своем истинном облике, чтобы он обнял ее в том облике, в котором обычно обнимает Геру.

И вот, когда Зевс в очередной раз явился к любовнице, она где слезами, где мольбами, а где плотскими утехами взяла с Зевса страшную клятву, что тот выполнит любую ее просьбу, какой бы она не была. Громовержец, недолго думая, поклялся водами Стикс, и эта клятва была нерушимой. Но когда он услышал, что Семела жаждет увидеть его в истинном обличии – он понял свою ошибку. Зевс знал, что ни один смертный не в силах вынести его истинный облик, но поделать ничего не мог. Он предстал перед ней в своем истинном обличии, объятый пламенем молний.

В этом месте легенды немного расходятся. Одни говорят, что от внешнего вида Зевса загорелись покои, другие – что огненные молнии Зевса сожгли и саму Семелу. Как бы там не было, все истории сводятся к тому, что Семела погибла в этот день, а новорожденного младенца Зевс забрал себе. Учитывая то, что он был недоношенным, Зевс зашил его к себе в бедро, откуда потом он и родился. Впоследствии этого малыша назовут Дионисом, и он сыграет значительную роль в греческой мифологии.

Однако долго выносить младенца Зевс не смог. Как бы не помогал ему Посейдон, угостивший его тунцом, Дионис все равно родился 6-месячным. Таким образом, он единственное существу, за всю ощутимую историю и мифологию, который появился на свет дважды, что и отразилось на его имени – Дигон (рожденный дважды).

Альтернативные версии происхождения Диониса

Есть еще одна легенда, менее распространенная, но которая тоже имеет право на жизнь. Она гласит, что не было истории с клятвой и Семела все же родила младенца. Но и эта легенда не заканчивается хорошо. Она гласит, что Кадм (отец Семелы) был взбешен тем, что она родила не будучи замужем, а потому решил наказать ее. Кадм посадил Семелу в бочку вместе с Дионисом и выбросил на землю Брасий. Семела умерла, но Дионис не только выжил, но и получил воспитание от Ино. Правда жить им пришлось в пещере, дабы ревнивая Гера не смогла отомстить сыну своей соперницы.

Еще одна легенда гласит о том, что Дионис вообще родился не в Элладе, а где-то восточнее, в Персии или Индии, а уже потом, во время своих странствий, пришел в Грецию и обосновался там. О правдивости этой версии говорит и тот факт, что в стан олимпийцев он был принят очень поздно. Будучи сыном Зевса, он действительно попал бы туда раньше. К сожалению, как дело было на самом деле – мы уже никогда не узнаем.

Ромул и Рем – сыновья-близнецы Марса

Бог Марс в римской мифологии известен как бог, от которого произошёл римский народ, а также хранитель их столицы, Рима. Эта связь происходит из-за того, что основатели Рима, Ромул и Рем, потомки героя Энея, считались сыновьями бога. Хотя история Ромула и Рема полна трагедий и печальных моментов, два брата всё равно остаются легендарными личностями. Сын бога Марса убитый братом близнецом – это Рем, но именно в честь него и назвали сам город Рим.

В легендах даже указывается точная дата, когда появились на свет эти сыновья Марса – 771 г. до н. э. Дедом Ромула и Рема был Нумитор Сильвий, царь латинского города в Италии под названием Альба-Лонга, что находился неподалёку от места, где позже основали город Рим. Его младший брат Амулий сверг Нумитора, а чтобы дети бывшего царя не претендовали на трон, сделал дочь Нумитора Рею Сильвию (Илию) весталкой.

Однако Рею Сильвию полюбил сам бог Марс. Когда шёл четвёртый год служения Весте, Марс посетил Илию в священной роще. В некоторых легендах Марс принимает образ самого Амулия, чтобы девушка его не узнала. В итоге Рея Сильвия рождает от Марса двух сыновей – Ромула и Рема.

Марс и Рея Сильвия. Княжеские коллекции, Вадуц. Лихтенштейн.

В легендах не указывается, что Марс каким-либо образом ещё помогает возлюбленный или своим сыновьям. Сыновей Ареса Ромула и Рема по приказу Амулия бросили в реку Тибр. Рея Сильвия последовала их участи, в других мифах её заключили в темницу или погребли заживо, как и полагалось поступать с весталками, нарушившими обет.

Ромул и Рем были вскормлены волчицей, а позже вернули город Альба-Лонгу деду. Сами же они основали собственный город. Но братья не смогли решить, где поставить Рим и как править. В итоге Ромул убил Рема, но, раскаиваясь, дал городу его имя. Ромул учредил сенат, поделил граждан Рима на разные группы, построил храм Юпитера Статора. Он организовывал военные походы и захватывал соседние общины. В 716 г. до н.э. Ромул пропал, по разным легендам – был убит сенаторами или же забран на небо, к богам.

Дионис – скиталец

Если бы вы  жили в те далекие времена и увидели в канаве  полуголого, пьяного  до беспамятства юношу, то, наверное,  постереглись бы его осуждать, ведь  так неоднократно встречал утро и сам  Дионис.  Нет, это не он избрал  судьбу скитальца, но  отказавшись  в роли изгоя, перерожденный Загрей решил покорить тот мир, в котором находился. А заодно открыть  людям истину и показать, как правильно нужно  жить.

Да, поначалу не все было  гладко, и первые шаги давались ему очень тяжело. Так, попав во Фракию сын  Зевса неожиданно напоролся  на сопротивление со стороны правящего там Ликурга.  Уважающий порядок царь не захотел  терпеть на своей  земле пьяный разгул вакхнских оргий.  А потому пленил сопровождавших Диониса менад  и устроил травлю на самого бога.

Непривыкший к такому обхождению  Дионис  быстро забыл о своем божественном происхождении и вместо  того чтобы показать свою силу спасся бегством, найдя  защиту аж на дне моря у Фетиды.

Но  это была минутная слабость. За свой позор Дионис  жестоко  отомстил. Он  поразил Ликурка безумием и тот,  думая что  рубит виноградную  лозу, убил топором своего собственного сына. Но и  этого оказалось мало. Бог виноделия имел власть  над растениями унаследованную еще от своей  бабушки Деметры, а потому запретил фракийской  земле  давать урожай. Стране начал угрожать голод.

Чтобы умилостивить прогневанного бога эдоны отвели своего царя к горе Пангее и там разорвали  на части лошадьми. Эта, пускай и небольшая победа позволила  Дионису поверить в свои силы и он двинулся дальше покорять мир.

Согласно  его учению человек  не должен убегать от правды. Тьма  такая  же часть его жизни как и свет. Нужно просто  принять её и победить в себе. Стремление  же к идеалу – греховно, так как идеальными могут быть только  боги.

И эти заветы очень быстро  обрели популярность. Радоваться  жизни во всех ее проявлениях  оказалось  намного приятнее, чем  постоянно  ограничивать себя заборами  законов и приличий.

Вокруг  бога теперь всегда кружились хороводы мужчин,  женщин,  полубогов и сатиров. Вино  текло  рекой, никто не стеснялся своей наготы, да и предаваться плотским утехам с незнакомцем  тут  не считалось  греховным.

Так, без солдат и оружия Дионис  обошёл весь мир, подчинив себе  даже народы  далекой Индии, а потом  вернулся в то место, с которого  и начал свой  земной путь. То есть в Фивы.

На тот момент там правил мудрый и любящий во всем порядок Пенфей. Ему видать,  не известна была судьба Ликурка, а потому он  не признал в Дионисе сына  Зевса и выгнал  его из города.

А тот  ушел… а вместе с ним в Китеронские горы ушли все  женщины, от молодых  до старух. Побросали своих детей и мужей до  этого верные жены, подались зову  Диониса не знавшие мужчин  девственницы, ушла  даже мать царя и его сестры. И все чтобы  закружиться в танце  вакханского «безумия».

Но  это был  не последний удар. На следующую  ночь, приняв образ одного из  жрецов, бог виноделия посетил и самого Пенфея, предложив  тому лично посмотреть, что творят   женщины города. Упустим подробности.

Скажем лишь, что царь  недожил  до утра. В горах его  растерзали обезумевшие вакханки, а собственная мать отрубила мертвому уже Пенфею голову и надела ее на тис.  Больше  желающих усомниться в божественности  Диониса не нашлось.

Следует сказать, что позже  куль Диониса  таки был признан опасным, и вакханские оргии стало разрешено  проводить  только на горе  Парнас и то, не чаще чем раз в два года.

Но  двигаемся дальше.

Рождение самого Ареса (Марса)

О рождении самого Ареса греки тоже сложили достаточно интересные легенды. Они существуют в разных вариациях. Так, отцом Ареса называют чаще всего Зевса, громовержца и царя богов. В «Илиаде» Гомера упоминается, что Зевс не был доволен деяниями своего сына. Он говорит, что Арес – вероломный бог. Нрав его таков, что ему по сердцу распри и сражения. Будь на то воля Зевса, он давно бы заточил Марса в Тартаре.

Иногда Арес упоминался лишь как сын Геры, верховной богини и царицы богов. Зачат был Арес при помощи волшебного цветка, к которому прикоснулась его мать. У афинского драматурга Софокла Арес рождается во Фракции. Также есть упоминания о фракийских корнях Ареса.

В римской мифологии сын Юноны и Юпитера Марс был богом войны и исполнял похожие функции. Во многом легенды о том, как Марс и Арес появились на свет, сходятся. Если сравнивать этих двух богов, то видны различия в первую очередь в отношении их функций.

О том, почему Марс связан с плодородием, пишет Овидий в своих книгах «Календарь». Там же он объясняет, как почему на месяц, названный по его имени «Марс» (март) и посвященный Марсу, падал праздник в честь матери Марса Юноны. По словам Овидия, Юнона не был довольна тем, что её муж Юпитер единолично породил Минерву (римская богиня, отождествляемая с Афиной).

Юнона решила восстановить равновесие в мире и тоже самостоятельно породить ребёнка, которым и стал Марс. Она обратилась к богине цветов и весны Флоре. Та дала богине волшебный цветок, и царица богов забеременела без участия супруга. Её дитя – это бог войны Марс. Марс таким образом оказался близок к плодородию, деторождению и даже материнской заботе. Но в некоторых легендах говорится, что всё же отцом Марса был Юпитер.

Другие эпитеты Зевса

Эпитеты Зевса – это прозвища, которые возникали в течение долгого времени. Поэтому среди них можно встретить самые разные имена. Значение некоторых со временем потерялось, но история других всё же по-прежнему прослеживается.

Среди важных эпитетов Зевса стоит упомянуть Кронид (Кронион, Кроний). Это прозвище происходит от имени отца Зевса, титана Кроноса. Кронос был сыном первых богов, Урана и Геи, он боялся потерять свой трон и потому проглатывал всех своих детей, среди которых была и Гера, будущая жена Зевса.

Так происходило, пока жена Кроноса Рея тайно не родила Зевса. Зевс сверг отца и стал царём богов. Кронос же оказался заключён в Тартар. Эпитет Кронид часто использовался как второе имя Зевса. Например, в этом качестве его можно встретить в разных гимнах, связанных с Зевсом.

Зевса называли Kataibates (Катайбат), что переводилось как «идущий вниз», «нисходящий». Такое прозвище имело несколько объяснений:

  1. Зевс посылал вниз, на землю, свои молнии. Он мог разить ими врагов или провинившихся смертных. Молнии вообще считались священными, с помощью них Зевс также подавал знаки, а место, куда ударила молния, тоже приобретало особенные свойства.
  2. Второе значение связано с любовными историями Зевса, когда он являлся к женщинам в другом облике (человеческом, животном, даже в облике явлений природы). При этом он зачастую спускался, нисходил вниз на землю (особенно к смертным возлюбленным).

Юпитер и Каллисто. Карель Спиринкс. Музей искусств Филадельфии. Филадельфия, США.

Эпитет Мойрагет использовался по отношению к Зевсу как к предводителю сестер Мойр, богинь судьбы. Этих богинь, трёх сестер, родила Зевсу вторая жена, богиня Фемида, воплощение правосудия, слепого и беспристрастного (поэтому Фемида на изображениях часто носит повязку на глазах). Мойры заведовали судьбами людей, они плели нить судьбы каждого человека, могли связывать её с судьбой других людей или обрывать.

Мойрагетом называли и Аполлона, сына Зевса, бога солнца и искусств. Статуи обоих богов стояли в храме в Дельфах.

Хтоний – перевод этого имени звучит как «подземный». В результате Зевс также был связан и с подземным миром. Что интересно, остальные из трёх братьев, главных богов – Аид и Посейдон – тоже носили это имя. Главным царём и правителем мира мёртвых при этом был всё же Аид.

Зевса также могли называть следующим образом:

  • Аттис – жители Вифинии (Анатолия) называли Зевса таким эпитетом во время восхождения на горы;
  • Велхан – эпитет Зевса в Фесте на Крите, где чеканили монеты с его изображением; в руках бога был петух;
  • Гипсист – «самый высокий»; в Фивах были ворота Гипсисты (высочайшие);
  • Минотавр – эпитет с Крита, ипостась Зевса;
  • Корифей – Павсаний считал, что Зевс Корифей – это Юпитер Капитолийский;
  • Силланийский – эпитет Зевса и Афины в Спарте.

Некоторые авторы использовали свои собственные эпитеты, например, так делал Ликофрон, греческий поэт, известный трагедиями с мифологической тематикой. У него встречаются такие имена Зевса:

  • Гонгилат – мечущий огненные шары;
  • Кердил – от греческого «выгода, польза»;
  • Ларинфий – с этрусского слова, которое переводилось как «бог»;
  • Проманфей – видящий будущее;
  • Термий – охранитель границ;
  • Эрехфей – разрыватель.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector